Погружение в бизнес клиента

Опыт показал, для разработки интернет-проекта с высокой конверсией и с положительным пользовательским опытом необходимо детальное проектирование. На этапе проектирования подробно расписываем структуру сайта, сценарии использования будущего проекта и ту пользу, которую он принесет, как бизнесу, так и пользователям.

Мы тщательно подходим к сбору требований во время реализации этапа предпроектной аналитики. Для этого регламентировали проектную работу в компании и разработали ряд документов для внутреннего использования, придерживаясь стандартов PMI (PMI – это международный институт управления проектами).

Собираем требования из 3 источников:

  • бизнес;
  • пользователи;
  • рынок и конкуренты.

Требования бизнеса

На первом шаге совместно с клиентом заполняем бриф, готовим бизнес-кейс, устав проекта и собираем требования всех стейкхолдеров, вовлеченных в проект. В нашей практике есть опыт сбора требований с 14 стейкхолдеров по одному проекту.

Для брифинга используем специально разработанные вопросы. Важно, чтобы в момент заполнения брифа заказчик подробно рассказал о своем бизнесе, проблемах, потребностях и целевой аудитории. Нам необходимо правильно понять стратегию заказчика, задачу интернет-проекта и ожидания от него.

В результате брифинга мы должны получить ответы на вопросы:

  • «Почему проект рождается?»
  • «Почему это произошло сейчас?»
Например, выросли продажи конкурентов в интернете. Чтобы улучшить свои позиции и не отставать в продажах, нужен интернет-магазин. Либо кризисная ситуация и необходимо переформатировать бизнес.

Также у любого проекта есть триггер. Понимание триггера позволяет расставить акценты в работе. Например, триггером жесткого дедлайна проекта может быть открытие нового филиала/суббренда/выход на новый рынок. Наличие всей необходимой информации позволяет сформулировать концепцию проекта.

Далее оформляем бизнес-кейс. На основе данных заказчика описываем бизнес заказчика, аудиторию, географию деятельности, существующие процессы, системы, процедуры, ограничения, выгоды от реализации и критерии успеха проекта.

Понимание бизнеса необходимо, чтобы спроектировать сайт под конкретные цели. У любого бизнеса есть цель первого уровня – заработать деньги. За способы зарабатывания денег отвечают цели второго уровня – подцели.
Например, для интернет-магазина подцель – продажа товаров с сайта, для портала – продажа подписок, размещение рекламы для аудитории ресурса. В случае непрямых продаж подцель – получение лидов. Сайт должен обеспечивать приток лидов для обработки менеджерами по продажам. Имиджевый сайт необходим, чтобы хорошо выглядеть в глазах клиентов, что косвенно тоже увеличивает продажи.

В каждом конкретном случае для достижения подцелей делаем упор на разных составляющих сайта и используем индивидуальный набор маркетинговых механик.

Далее оформляем устав проекта. Устав необходим для команды проекта. В уставе прописываем цели, задачи, риски, сроки и ограничения проекта, список стейкхолдеров, интеграции с другими системами, команду и порядок работы. Также добавляем источники информации: прототип проекта, технические задания от клиента и разработчика.

Требования пользователей

На втором шаге необходимо «подружить» бизнес-цели и потребности целевой аудитории заказчика. Очень часто заказчики подходят к созданию интернет-проекта с точки зрения бизнес-целей.
Наша задача – показать аудитории ценность на сайте, учитывая бизнес-цели.

Для этого задаем заказчику вопросы:

  • «Почему аудитория должна пользоваться сайтом, что ее должно мотивировать?»
  • «Какие свойства сайта должны впечатлить пользователя?».

Уточняем возражения, боли клиентов и предлагаем свои гипотезы. Собираем информацию и составляем портреты пользователей и use cases. При необходимости проводим глубинное интервью с пользователями. Понимание пользователей позволяет определить оптимальные решения и инструменты на сайте.

Также сразу необходимо уточнить стратегию:

  • Если сайты под рекламу, то делаем упор на лендинговую страницу, на карточку товара, в которой указываем максимум информации. Чтобы предоставить пользователю информацию в одном месте, снять возражения и увеличить конверсию сайта.
  • Если планируется SEO-продвижение, то делаем упор на сборе семантического ядра и составлении структуры сайта.

Обязательно запрашиваем у заказчика маркетинговую документацию, изучаем ценообразование, ассортимент, презентации отдела продаж. Чтобы понять продукт, его особенности, характеристики и каналы продаж для дальнейшего проектирования интернет-проекта.

Требования рынка и конкурентов

Третий шаг в предпроектной аналитике связан с изучением конкурентов и рынка:

  • Уточняем у заказчика их слабые и сильные стороны, список конкурентов, на которых можно ориентироваться.
  • Проводим юзабилити и маркетинговый анализ сайтов конкурентов по разным параметрам на российском и международном рынке: составляем список фишек, которые закладываем в проектирование, смотрим посещаемость сайтов-конкурентов, чтобы выявить лидеров.
  • Далее оцениваем рыночную ситуацию и проводим 4P-анализ при необходимости. Понимаем уровень товаров/услуг, ценовую политику, способы продвижения и каналы продаж. Изучаем статистику по рынку в этой сфере.

Результаты собираем в сравнительную таблицу и готовим на ее основе набор требований к проекту. Также на этом шаге выставляем в качестве гипотезы решения для сайта, которых нет у конкурентов.

Все три шага являются обязательными и неотделимыми для погружения в бизнес клиента. Мы в среднем тратим на сбор требований от 25 часов бизнес-аналитика. Оно того стоит.
Комплекс этих мероприятий позволяет повысить вероятность успешности интернет-проекта, защитить команду от переделок и сохранить время заказчика.


Команда INDEXIS
Команда
INDEXIS.RU

Ежемесячный дайджест лучших статей

Хотите оценить возможности
Вашего бизнеса?

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами.